Главная arrow Статьи arrow После белых ночей Санкт-Петербурга - черные дни Эрмитажа Sunday, December 08 2019  
ГлавнаяПоискНовостиСтатьиКаталогиОбъявленияОбществоРесурсыБиржаБлог
Главная
Поиск
Новости
Статьи
Каталоги
Объявления
Общество
Ресурсы
Биржа
Блог
Поиск по сайту
Пользовательского поиска
Партнеры

Rambler's Top100

После белых ночей Санкт-Петербурга - черные дни Эрмитажа Версия в формате PDF Версия для печати Отправить на e-mail
Написал Administrator   
Monday, 24 March 2008
ImageХищение 221 предмета из фондов Государственного Эрмитажа - событие из ряда вон выходящее. Кражи из музеев, к которым были причастны сами хранители, случались и раньше. Но произошедшее во всемирно известном Эрмитаже - это шокирующий удар по всему музейному сообществу, по доверию, которым во все времена были облечены хранители вечного, беззаветные служители музеев.
Конечно, из-за единичных фактов нельзя подвергать сомнению честность подавляющего числа патриотов-музейщиков, но задуматься о ситуации, взглянуть на нее изнутри и определить меры для предотвращения краж хранителями хранимого конечно же надо. Несомненно, впереди - длительная и кропотливая проверка фондов всех музеев и других государственных хранилищ.

Черные дни после белых ночей над Эрмитажем всколыхнули культурную общественность всего мира. Такая ситуация подвигла редакцию журнала "Антиквариат" на неординарный подход: в этом номере для рубрики, связанной с розыском культурных ценностей, выделена не одна полоса, как обычно, а целых четырнадцать. В этом решении отразилось понимание важности одной из главных функций нашей Службы - оповещения, необходимость реального действия, позволяющего не прятать голову в песок, а открыто призвать всех честных граждан к совместному поиску, предоставив им точное описание и фотографии, если они есть. К сожалению, в случае с Эрмитажем - на десять утраченных предметов имеется лишь одно изображение.
Сразу же после звонка директора Эрмитажа Михаила Борисовича Пиотровского, сообщившего нам печальную весть о краже, мы еще до получения списка пропавших предметов из русского отдела начали обсуждать действия, которые необходимо безотлагательно предпринять в этой ситуации. Первое, что мы отмечаем, - твердость, с которой М.Б. Пиотровский не побоялся "вынести сор из избы". Эта самокритичность и открытость позволили нашему Управлению оперативно, не мешкая провести операцию "Оповещение".
После первого же разговора с председателем Международной конфедерации антикваров и арт-дилеров Василием Бычковым список похищенного в тот же день стал доступен ведущим антикварным салонам. Днем позже один из московских антикваров не просто откликнулся, а привез в Росохранкультуру великолепный потир (церковный сосуд), который был похож на потир за N 60 в эрмитажном списке.
Вот что рассказал антиквар: "Полной уверенности в том, что у нас похищенный предмет, не было, поскольку в розыскных документах есть только черно-белая фотография. Потир был приобретен 15 апреля 2004 года у петербургского арт-дилера, и тогда вещь не вызывала никаких подозрений. Мы даже несколько раз выставляли ее на Антикварном Салоне в ЦДХ. Если бы сообщение о пропажах в Эрмитаже поступило раньше, можно было бы принять соответствующие меры".
Потир был передан в Росохранкультуру по надлежащему акту.
В субботу, 5 августа, при дальнейшем изучении списка владельцы той же коллекции идентифицировали еще одну вещь, соответствующую описанию предмета за N 81 в списке, - икону Серафима Саровского на перламутре с эмалями. Обе вещи переданы следствию, и именно первая из них, в отличие от подброшенной в Петербурге иконы "Собор всех Святых", позволила ускорить раскрытие этого преступления. Мы вновь подчеркиваем, что отмена лицензирования антикварной торговли в России стала одним из факторов, позволившим краденым предметам вращаться на рынке, проходить через ломбарды и "серые" продажи. Внимательная экспертиза наиболее значимых предметов, их проверка в Росохранкультуре по Электронной регистрационной поисковой автоматизированной системе (ЭРПАС), уверены мы, позволят избежать неприятностей, значительных материальных убытков, будут способствовать сокращению числа преступных посягательств на культурные ценности.
Какие бы предметы искусства ни были похищены, преступники должны знать, что в работе нашей Службы не существует сроков давности, мы будем искать до тех пор, пока не обнаружим украденное. И, несомненно, помогать в этом нам будут и добросовестные антиквары, и средства массовой информации, гражданская позиция которых сориентирована на содействие государству в сохранении культурного достояния России, возвращение похищенного законному собственнику, будь то государство или частный коллекционер.
 

В.В.Петраков После белых ночей Санкт-Петербурга - черные дни Эрмитажа. // Антиквариат, предметы искусства и коллекционирования (Москва)
Последнее обновление ( Tuesday, 30 March 2010 )
 
< Пред.   След. >
Top of Page
©2010 Tambovrar.RU