Главная arrow Статьи arrow Конфеты и фантики глазами коллекционера Wednesday, October 23 2019  
ГлавнаяПоискНовостиСтатьиКаталогиОбъявленияОбществоРесурсыБиржаБлог
Главная
Поиск
Новости
Статьи
Каталоги
Объявления
Общество
Ресурсы
Биржа
Блог
Поиск по сайту
Пользовательского поиска
Партнеры

Rambler's Top100

Конфеты и фантики глазами коллекционера Версия в формате PDF Версия для печати Отправить на e-mail
Написал Administrator   
Thursday, 18 March 2010

ImageСреди разнообразных видов коллекционирования интерес к конфетно-шоколадным оберткам носит довольно экзотический характер, однако в России он имеет достаточно глубокие корни. Известно, что страстным коллекционером в этой области был русский писатель "серебряного века" Константин Вагинов. Продолжают ходить легенды о коллекциях петербуржца Крашенинникова и москвича Рахманова. Среди коллекций настоящего времени беспорным лидером является великолепное собрание шоколадных оберток Екатерины Лисицыной.

В прессе в качестве крупнейшей в стране коллекции конфетных оберток упоминалось собрание геолога из Новосибирской области Станислава Николаева, насчитывающее несколько тысяч экземпляров, среди которых около 400 - дореволюционного и "нэпманского" периодов. Справедливости ради следует отметить, что у автора этих строк в коллекции около 10 тысяч оберток и около полутысячи - конца XIX-начала XX века. Примечательно, что даже в российских музеях, где существуют подобные разделы в экспозициях, количество старинных оберток в лучшем случае исчисляется сотнями экземпляров.

Писатель Дмитрий Закс в своем эссе "Еще раз к вопросу о фантиках... "очень колоритно с любовью и большим знанием "предмета" описал разнообразные аспекты детского увлечения фантиками, через которое прошли все юные поколения наших сограждан 40-70-х годов. Юрий Лужков в своей книге "Мы дети твои, Москва" так описывает свое детское увлечение фантиками: "Самих сладостей мне в детстве совсем не досталось, зато фантиками судьба не обделила. Особенно привлекал почему-то шоколад "Сказки Пушкина"... и уже потом, в школе, получив доступ к стихам, погружался в сияние того самого света, что был подарен в виде красивой обертки". Устойчивый интерес к конфетным и шоколадным оберткам среди взрослых коллекционеров в России связан с традиционно высоким художественным уровнем их исполнения, широким тематическим разнообразием, включающим культурно-просветительскую и общественно-политическую тематики. Большинство графических миниатюр для кондитерской упаковки создаются высокопрофессиональными художниками, и даже такой творческий гигант как В. Маяковский оставил свой след в этой области. Серия оберток карамели "Красноармейская звезда" украшает 5-й том полного собрания его сочинений.

Конфеты и шоколад в их нынешнем виде появились в конце 19-го века. Непродолжительный период развития капитализма в России породил множество кондитерских производств в крупных промышленных центрах и на окраинах. Качество их продукции было столь высоким, что годы спустя на обертках конфет советского периода наряду с новыми названиями фабрик указывались имена их прежних владельцев. Отдельные сорта конфет, например "Мишка косолапый", созданные почти сто лет назад пережили все исторические катаклизмы и сохраняют свою популярность у нынешнего поколения потребителей. Некоторые из них наши прадеды, будь они живы, узнали бы даже по рисунку обертки, сюжеты которых многие десятилетия воспроизводятся без изменений.

Многочисленные политические и экономическине потрясения в российской истории нашли свое отражение на кондитерской упаковке. Изысканные многоцветные рисунки на обертках 1910-13 годов стали невзрачными одноцветными во время Первой мировой войны, и уж совсем убогими - в период Временного правительства. Великая Отечественная война, "Перестройка" аналогичным образом сказывались на качестве "сладкой" продукции и их упаковках. Казалось, что в такие периоды в стране исчезали не только сахар, бумага и типографская краска, но и сами художники. Когда же жизнь входила в нормальную колею, многоцветие мира сладостей вновь возвращалось.

Политизированность общественного сознания, столь характерная для России советского периода, пришла к нам не с приходом к власти большевиков, а гораздо раньше. Портреты царствующих особ, символы власти, общественно-патриотическая тематика изначально присутствовали на конфетных обертках. Политическая агитация, портреты героев - это атрибуты фантиков времен русско-германской войны дореволюционного периода. Октябрьская революция изменила идеологическую палитру общественного сознания. Лидеры революции, вожаки мирового пролетариата, народные бунтари входили в повседневную жизнь не только с передовиц "Правды", н( с ко' ;»етных фантиков 20-30-х годов. Однако нелепость, двусмысленность ассоциаций, возникающих, скажем, у людей, поедающих карамель "Ильич" и им подобных, очевидно способствовали постепенному исчезновению идеологических мотивов из ассортимента кондитерской продукции. Отдельные же попытки их реанимации наталкивались на открытый протест рядовых граждан. Реальным фактом является случай, когда в 70-х годах ленинградская кондитерская фабрика имени Крупской выпустила конфеты "Балтика" в новой обертке с кадром из известного фильма, изображающенго сцену расстрела балтийских матросов. Простые ленинградцы, члены КПСС, были возмущены подобными новациями в идеолого-воспитательной работе. В партийные органы поступили письма с требованием изъятия новой обертки, и она, действительно, вскоре исчезла. В эпоху свободы и демократии идеологические рамки сменились своей противоположностью нравственной вседозволенностью. И вот с шоколадных оберток нам призывно улыбаются портреты любовниц бывших президентов.

К чести россиян следует подчеркнуть, что даже в самые тяжелые и политизированные периоды российской историии в общественном сознании сохранялась тяга к простым общечеловеческим ценностям. Красота окружающего мира, детские радости, романтические чувства и образы - вот темы, которые всегда естественно и органично согласовались с миром сладостей, с праздником вкуса. Множество конфет с такими прекрасными названиями как "Артистическая", "Баядерка","Веселая Вдова", "Идилия", "Лебединая Песня", "Синяя Птица", "Снегурочка","Маленькие Музыканты", "Детские Забавы" и другие были одинаково знакомы и дамам полусвета времен декаденства, и юным пионерам периода коллективизации, и молодым студентам -современникам Гагарина и Дживахарлала Неру. Они пережили войны и революции, своих политизированных собратьев-однодневок, и в новой России мы видим, что все лучшее, отобранное временем, а также незаслуженно забытое, получает дальнейшее развитие и возрождается из забвения.

Творческие традиции отечественных производителей, создавших за годы своего существования богатейший ассортимент разнообразной кондитерской продукции, насчитывающий сотни наименований шоколада и конфет, в последние годы вошли в противоборство с другой жесткой и прагматичной "школой" Запада. Суть ее сводится к формуле -каждый товар и его название должны выполнять в первую очередь функцию рекламы производителя. Люди старшего поколения помнят, какой популярностью пользовались конфеты "Белочка" или "Птичье Молоко". Мало кто в ту пору задумывался над тем, где и кем они произведены, потребительские качества товара были единственным критерием

его оценки в стране всеобщей госмонополии Экономические законы в странах "свободного рынка" диктуют другие условия. Никакое "Эллегии", "Рапсодии" или "Мелодии". Ecrt только "Марс", "Нестле" и "Штольберг гиганты-производители и конкуренты.  Их знают все, остальное - никчемная лирика, которую вполне можно заменить простой и понятной   классификацией:   "Штольберг" клубничной начинкой, "Штольберг" с орехами и т.д. Сейчас Россия стала "полем сражения" национальных и западных традиции Курс на интеграцию с европейским сообще ством сопровождается капитализацией экономики. По мере того как западный капитал все активнее внедряется в область кондитерской промышленности, все заметнее проявляется унификация технологий и ассортименте по европейскому образцу у подвластных eй предприятий. Однако российский потребитель не приемлет подобных реформации, и западным хозяевам приходится использовать опыт национальных традиций для завоевания отечественного рынка. Компания "Кэтбери в России заворачивает свой плиточный шоколад в привычный для нас "конверт", хотя в других странах она использует более эффек тивную обертку - flow rap. "Русский потребитель привык к тому, что шоколад должен быть сначала завернут в фольгу, а потом в бумагу", - говорит генеральный директор ООС "Кэдбери" Петер Кнауэр. По его оценке смена упаковки flow rap на "конверт" обеспечила рост продаж шоколада не мене чем на 1 3. Западные компании все активнее эксплуатируют "русские" мотивы для расширения ассортимента своей продукции, например в серии "Золотое Фонд" той же "Кэтбери" илж на обертках фабрики "Россия", принадлежащей ныне международному концерну "Нестле". Явно заимствованный характер имеют  выпуски, построенные по принципу "собери всю серию - получишь приз". Он лежит в основе грандиозного проекта фирмы "Марс выпустившей несколько огромных серий однотипных конфет под торговой маркой "Держава" с яркими этикетками и претензией на высокое качество. Однако те, на кого от ориентированы, а рассчитаны они, очевидно, и на коллекционеров, без труда и не без досадь заметят, что создатели проекта не сильно обременили себя оригинальностью замысла и художественными изысками в области оформления своей продукции. Банальная фото энциклопедия, перенесенная  на конфетные обертки вызывает ощущение некоей спекуляции, в которую пытаются вовлечь потребите ля, подменяя его интерес к продукту интересом к его обертке. Еще более ненормальной следует считать ситуацию, когда под красивой упаковкой скрывается заурядное, а порой и некачественное изделие. Это особенно характерно для разнообразных кондитерских плиток импортного производства с их ярким рисунками, многообещающими названиями невразумительным содержанием.

Традиционный самобытный стиль российских конфет и шоколада является визитной кар точкой отечественных производителей за рубежом. Он также является предметом для подражания в тех странах и регионах, которые еще недавно являлись составной частью "дружной семьи народов", а ныне независимыми государствами. Многие из наших соседей, включая Украину, Прибалтику и даже Польшу, старательно воспроизводят весь ассортимент советских кондитерских фабрик, включая рисунки фантиков и надписи на русском языке в надежде, что им удастся сбыть свою продукцию на российском рынке. Можно удивляться, но даже в Финляндии до сих пор продолжают выпускать конфеты с популярным в России названием "Кис-Кис", начало которым было положено еще в начале прошлого века на Гельсинфорской кондитерской фабрике, бывшей российской окраине. В настоящее время в ряде стран дальнего зарубежья, там, где появилась значительная прослойка русскоязычного населения, возник устойчивый спрос на традиционные российские продукты, аналогов которым нет на зарубежном рынке. Понятно, что кроме "бычков в томате" это прежде всего относится к русским конфетам и карамели. Когда поставок кондитерской продукции из России оказывается недостаточно, к ним оперативно присоединяются новоиспеченные производители "традиционных российских... " из стран СНГ и бывшего социалистического лагеря. В США и Израиле уж сейчас можно купить" Белочку", "Гулливер" или "Мишку Косолапого" местного производства. Правда, единственное, что их роднит с оригиналом - это надпись на русском языке и подобие картины Шишкина на обертке. На интернетовском сайте кондитерской фабрики "Красный Октябрь" приводятся многочисленные примеры подделок и незаконного использования торговых марок продукции этой знаменитой фирмы.

Новые экономические условия, конкуренция не позволяют предприятиям довольствоваться достигнутыми успехами. Приватизация, акционирование кондитерских производств предоставляют им большую свободу и стимулируют к постоянному расширению и обновлению ассортимента, внедряя новые технологии для повышения качества и конкурентноспособности своей продукции. Опыт Петербургской фирмы "Азарт",   бывшего "Первого кондитерского комбината", наглядный тому пример. За последние годы на данном предприятии были разработаны новые сорта конфет с лечебно-профилактическими свойствами. Так, восполнить недостаток каротина в организме поможет карамель "Огонек", улучшат общее самочувствие конфеты "Северная Пальмира" с экстрактом родиолы розовой. Профилактике склероза будут способствовать конфеты "Петербуржские", а при заболеваниях горла поможет карамель "Черная Смородина". Специалистами фирмы разработана уникальная рецептура применения виноградных семян в производстве шоколадных конфет. Эта добавка содержит биологически ценные вещества и повышает устойчивость продукции при хранении. Тертые виноградные семечки используют в производстве конфет "Сладкий орешек" и ряда других сортов. Все конфеты фирмы "Азарт" имеют высококачественную упаковку. Рисунки оберток выполнены на высоком художественном и, технологическом уровне.

Даже поверхностное знакомство с многообразным миром сладостей открывает нам множество увлекательной и познавательной информации. Этот мир не может оставить равнодушным ни ребенка, ни взрослого. Он интересен и коллекционеру, и всякому человеку, знающему толк или имеющему "слабость" к сладкой продукции.

 

Источник: Журнал "Коллекционер"

Последнее обновление ( Sunday, 25 April 2010 )
 
< Пред.   След. >
Top of Page
©2010 Tambovrar.RU